В феврале этого года Минтруд России разместил для публичного дискуссии закон, предполагающий защиту лиц, которые сказали о фактах коррупции своему работодателю, прокуратуре либо правоохранительным органам. Речь заходит не только о государственных либо муниципальных служащих, но и о работниках коммерческих структур. В октябре документ внесли в государственную думу, и, как ожидается, его рассмотрят в первом чтении в декабре этого года, а примут в весеннюю сессию, уже в следующем году. По крайней мере, так предположил народный депутат Анатолий Выборный, отвечая на вопрос портала ГАРАНТ.РУ о сроках принятия законопроекта в ходе пресс-конференции, которая состоялась сейчас.
"Мы затягивать точно не будем, в силу того, что этот закон ожидает наше общество, наше государство, – отметил депутат. – Я надеюсь, что весной мы его примем, будем стараться сделать это раньше". К его ожиданиям присоединился помощник Министра труда и соцзащиты РФ Алексей Черкасов. "Мы тоже рассчитываем на довольно своевременное рассмотрение этого законопроекта. В силу того, что он вправду серьёзный таковой "кирпичик" в построении тех антикоррупционных механизмов, которые у нас вот уже много лет создаются", – отметил он.
Наряду с этим, как отметили специалисты, каких-либо препятствий для принятия документа1 появиться не должно. В частности, это относится необходимости выделения дополнительных средств из бюджета. Так, Анатолий Выборный указал, что каких-либо дополнительных затрат из бюджета или других не потребуется, а Алексей Черкасов дополнил – все положения документа должны реализоваться за счет уже существующих обязательств госорганов.
И однако, специалисты не исключили, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению кое-какие вопросы могут "настойчиво попросить" усовершенствования. К примеру, как обратил внимание Черкасов, у работника должны быть настоящие гарантии, что работодатель не применит к нему каких-либо особых мер, зная о том, что он сказал о коррупционном проявлении. Специалист привел пример – работодатель может постараться надавить на сотрудника, лишив премии либо добавив нагрузку, и так вынудит его уйти с работы. Предположительно, такие вопросы будут рассматриваться посредством особого механизма через рабочую группу по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Основной целью принятия законопроекта, согласно точки зрения Анатолия Выборного, является возможность для граждан заявлять о коррупционных правонарушениях, не опасаясь за свою безопасность и репутацию. Но документ не станет прикрытием для недобросовестных работников, которые желают сказать о коррупционном правонарушении, которого в действительности не было, и получить гарантию, что в течение двух лет (срока, пока продолжается защита) их не выгонят с работы. Закон предусматривает, что защита с работника может быть снята, в случае если информацию о правонарушении не подтвердятся.
Специалисты пояснили также, что воздействие будущего закона распространится на всех наемных работников, пребывающих в трудовых отношениях. Сейчас, напомним, меры защиты используются в отношении государственных и муниципальных служащих, которые обязаны информировать о случаях склонения их к совершению коррупционных правонарушений (ч. 4 ст. 9 закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; потом - закон о противодействии коррупции). Иными словами, круг лиц, в отношении которых начнут функционировать меры защиты, расширится. И одновременно с этим, признал Алексей Черкасов, документ не претендует на охват всех категорий граждан, которые, к примеру, столкнулись с коррупционными проявлениями вне трудовых отношений. Одновременно с этим он допустил, что в совершенстве нужен закон, который бы защитил простых граждан во всех вероятных обстановках. Действительно, он сказал, что к такому пониманию законодательства пока пришли даже не все европейские страны.
Как ожидают специалисты, предлагаемая мера подобающа продемонстрировать свою эффективность, в случае если исходить из уже сложившейся практики. "По ст. 9 закона о противодействии коррупции, которая уже обязывает госслужащих информировать о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений, в 2015 году было порядка 7,5 тыс. уведомлений, в 2016 году – уже более 8,5 тыс. уведомлений, причем где-то четверть из них после проверки ведет к возбуждению уголовных дел", – поведал помощник Министра труда и соцзащиты РФ.